Бывшее Выборгское кладбище в СПб

Бывшее Римско-Католическое Выборгское кладбище в Санкт-Петербурге

До середины XIX века в Петербурге не было католического кладбища — захоронения производились на специальных участках, отведенных на православных и лютеранских кладбищах. Доминиканский монах о. Лукашевич, прибыв в Петербург в 1823 году, проникся идеей создать католическое кладбище, и для этой цели начал собирать средства. 

В 1839 году великая княжна Мария Николаевна, дочь Николая I, вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, род которого был причислен к Российскому Императорскому дому. Однако сам герцог своего вероисповедания не изменил, оставаясь католиком. Духовником герцога и стал о. Доминик Лукашевич, который имел на него большое влияние. Герцог обещал помочь с устройством католического кладбища с большим костелом, больницей и приютом для престарелых. Проектные работы взял на себя архитектор Николай Бенуа. Сметная стоимость материалов и производства работ составила 600 тыс. рублей. 

В 1852 г., по завершении проектных работ католическое духовенство Петербурга обратилось в Министерство внутренних дел с просьбой отвести участок земли под католическое кладбище на Выборгской стороне, на так называемом Куликовом поле. 

Скоропостижная кончина герцога Лейхтенбергского в том же 1852 году помешала этим планам. Городская Дума ответила отказом на просьбу духовенства, так как обширное незастроенное пространство предназначалось «для урегулирования улиц». Но были предложены два других места: у Богословского кладбища на Муринской дороге и на острове Голодае. Осмотрев предложенные участки земли, митрополит Игнатий Головинский признал эти участки непригодными для устроения кладбища. 

После повторного обращения духовенства в 1856 году к императору Александру II было выдано разрешение «римско-католическому духовенству в Санкт-Петербурге на владение землею, отведенной из городского выгона в Выборгской части, известной под названием Куликова поля, для устройства кладбища и часовни». Тогда о. Доминик Лукашевич приступил к строительству кладбищенского комплекса по сокращенной смете в 60 тыс. рублей. К кладбищу проложили дорогу, а земельный участок в двадцать четыре с половиной тысячи квадратных сажень благоустроили и разделили на прямоугольные участки, присвоив каждому из них имя католического святого. 

Выборгское кладбище

15 (27) мая 1856 года прелат Антоний Фиалковский освятил территорию кладбища и краеугольный камень будущего костела. 2 (14) июня 1859 года архиепископ Вацлав Жилинский отслужил торжественный молебен в новом костеле Успения Святой Девы Марии (по другим источникам — костел Благовещения Святой Девы Марии на Выборгском кладбище). По всей видимости, существовали и другие наименования этого костела, сохранившиеся в справочной литературе. 

Расходы на строительство первого цикла кладбищенских сооружений и костела составили 150 тыс. рублей (Клеменс Полонский пожертвовал 20.000 рублей). В подземелье костела были перенесены останки архиеп. Игнатия Головинского, скончавшегося 7 октября 1855 года. Позднее там же были похоронены митрополиты: Фиалковский, Гинтовт, Дмоховский и Клопотовский, епископы: Станевский и Ивашкевич. В костеле были устроены фамильные усыпальницы семьи Бенуа и графов Потоцких. 14 декабря 1898 года здесь был погребен и сам строитель костела архитектор Николай Бенуа. 

В подземельях находились высеченные из мрамора надгробия иерархов Римско-католической Церкви, изображавшие усопших, лежащих в полный рост в торжественных облачениях, с митрой на голове. 

В первые годы при кладбище, еще мало освоенном и окруженном полями ржи, находилась дача женской приходской школы, существовавшей при костеле св. Екатерины. В то время местность не выглядела так запустело — округа имела вид обжитой деревни. Сам о. Доминик постоянно жил в небольшом домике при кладбище. Ежедневно он устраивал польские чтения и дискуссии. 24 декабря (5 января) 1876 года о. Доминик скончался и был захоронен в подземелье костела. В память об о. Доминике в рекреационном зале гимназии св. Екатерины был установлен его бюст.

Выборгское кладбище

В 1879 году по проекту того же архитектора Николая Бенуа к костелу была пристроена колокольня. Роспись костела была выполнена художником Адольфом Шарлеманем. Костел был переосвящен «Во имя посещения Девой Марией Злизаветы» Настоятелем прихода в то время был о. Францкевич. По проекту Станислава Воловского ремесленные мастерские о. Малецкого изготовили два дубовых алтаря в готическом стиле. 

При кладбищенском костеле находились сиротский приют и школа. Престольный праздник 2 июля отмечался в храме архиерейским богослужением и процессией. 

В конце XIX в. число ежегодных захоронений на Выборгском кладбище доходило до семисот и уже составило ок. 40 тыс. К началу XX века свободных мест на кладбище почти не осталось, поэтому в 1905 году духовенство Петербурга обратилось с ходатайством о прирезке дополнительного участка земли. Городская Дума ответила отказом, сославшись на решение о «постепенном закрытии существующих в черте города кладбищ». С 1912 года все захоронение на Выборгском кладбище было ограничено. Захоронения католиков производились также на католическом участке Успенского кладбища. 

В 1912 году настоятель о. Петр Янукович обратился к матери Болеславе Ламент с просьбой возглавить начальную приходскую школу. Ее помощницей стала м. Мария Хржановская. Обе монахини жили в одной комнате, которая в дневное время превращалась в классную комнату.

30 мая 1918 года впервые в истории Петрограда в праздник Тела и Крови Господней прошла праздничная процессия. Крестный ход начался у собора св. Екатерины. Двигаясь по Невскому проспекту до Литейного, процессия свернула налево. Вторая колонна двигалась от костела Успения Пресвятой Девы Марии на 1-ой Роте по Загородному проспекту. Соединившись на Литейном, процессия далее двинулась к Выборгскому кладбищу. Праздничное шествие возглавил новый епископ могилевский митрополит Эдуард фон Ропп. Святая Месса была отслужена под открытым небом у стен костела. Пламенную проповедь произнес префект школы о. Швейнис. 

В 1919 году, в период всеобщей разрухи, на Выборгском кладбище стал служить униат о. Трофим Семяцкий, совершавший похоронные богослужения по восточному обряду. 

Выборгское кладбище

К 1920 году в подземелье костела скопилось более ста металлических гробов, ожидавших отправки в Польшу. Среди них находился гроб с телом архиепископа, скончавшегося в Крыму в 1917 году. 

В июле 1920 г. на территорию кладбища вторгся вооруженный отряд красноармейцев. Они извлекли гробы из подземелья, погрузили их на платформы и вывезли на Успенское (Северное) кладбище в Парголове. Там они вскрывали крышки гробов и лопатами перегружали останки тел в деревянные ящики. Пустые металлические гробы были погружены на машины. Ящики с телами сбрасывали в заранее в выкопанный ров. Лишь в нескольких случаях было дано особое разрешение захоронить умерших в отдельных могилах. 

Таким образом представители советской власти совершили кощунственный акт вандализма и надругательства над останками таких могилевских митрополитов, как: Александр-Казимир Гинтовт, Игнатий Головинский, Казимир Дмоховский, Болеслав-Иероним Клопотовский, Симон-Мартин Козловский и Антоний Фиалковский. Анологичная участь постигла захоронения таких епископов, как Георгий Ивашкевич и Иосиф-Максимилиан Станевский. Не уцелела могила и самого о. Доминика Лукашевича. 

О. Франциск Рутковский, воспользовавшись особым разрешением ЧК, спас тело архиеп. Винкента Ключинского от надругательства и смог вернуть его гроб на Выборгское кладбище. Позднее тело архиепископа было перевезено в Вильно, где в 1935 году оно было перезахоронено подземелье виленского Кафедрального собора. 

Начиная с 1931 года при кладбищенском костеле стал служить о.Епифаний Акулов. 

На плане Ленинграда, изданном в 1932 году, католическое кладбище изображено разделенным на две части продолжением Минеральной улицы. 

Выборгское кладбище

В мае 1939 года Красногвардейский райсовет принял решение о полной ликвидации Выборгского кладбища. Костел был окончательно закрыт. Из треста «Похоронное дело» кладбище было передано в ведение Красногвардейского райфинотдела. На месте кладбища планировалось разбить парк. 

С Выборгского кладбища в Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры) было перенесено всего четыре захоронения: 

Бозио Анджиолина (Анжела) (1829-1859) — итальянская оперная певица. С успехом выступала в Европе и Америке. Четыре сезона выступала в Петербурге. Апогеем ее успеха стала «Травиата» Верди. Скончалась по дороге в Москву от воспаления легких. В 1961 г. на ее могиле установлен мраморный памятник, выполненный скульптором П. Коста. 

Бруни Федор (Фиделио) Антонович (1800-1875) — исторический и религиозный живописец. Основатель русского академизма. Его кисти принадлежит роспись Исаакиевского собора в Петербурге. 

Данзас Константин Карлович (1800-1870) — генерал, лицейский товарищ и секундант А. Пушкина. Умер в бедности, был похоронен за счет казны. 

Премацци Людвиг Осипович (1818-1891) — художник-пейзажист, мастер акварели, преподавал акварельную живопись в Академии художеств и в Училище технического рисования барона Штиглица. 

Кладбище пришло в полный упадок. Его начали варварски разорять: решетки и металлические части памятников сдавались в металлолом, надгробия перемалывались на щебенку и продавались дорожникам под бортовой камень тротуаров. 

В ноябре 1939 года хранитель музеев-некрополей Н. В. Успенский обратился в райфинотдел с просьбой «сохранить от разрушения до наступления благоприятного времени к переносу еще некоторые монументы». Из перечисленных им надгробий уцелел лишь памятник психиатру Яну Павловичу Мержеевскому (1838-1908), председателю Общества психиатров в Петербурга, члену Общества польских врачей в СПб. При ликвидации кладбища ленинградский психиатр Август Моисеевич Шерешевский, будучи в то время военным врачом, постарался перенести надгробие коллеги на другое кладбище. С помощью солдат памятник был разобран и перевезен в некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище. При этом эксгумация тела не производилась. В 1970 году скульптор А. Мурзин восстановил утраченный бронзовый барельеф с изображением портрета профессора. 

Выборгское кладбище

8 марта 1940 года инженер-экономист Никонов в докладной записке в технико-экономический совет архитектурно-планировочного отдела Ленсовета писал: «Рабочие, добывающие камни, не разбирают памятников с целью рационального использования камня и других частей памятников, а разламывают последние, большей частью разбивая целые каменные глыбы на мелкие осколки. При разламывании памятников происходит массовое повреждение растительности». 

17 июля 1941 года главный механик Металлического завода имени И. В. Сталина Г. Кулагин записал в своем дневнике: «Все мужчины по вечерам проходили военное обучение. На Польском кладбище мы бросали связки гранат и зажигательные бутылки в макет танка, упорно осваивали приемы штыкового боя». 

После войны кладбище было полностью уничтожено. В декабре 1948 года был утвержден проект приспособления бывшего костела под производственные цеха Калининского райпромкомбината. При этом отмечалось, что «в настоящее время костел окружает пустырь с редкими, неорганизованно расположенными деревьями и незначительным количеством памятников». 

Технолог Завода спортивных изделий на Васильевском острове Докучаев в 1988 году рассказывал, как он еще ребенком залезал в подвал костела, где были свалены в кучу металлические предметы, извлеченные эксгуматорами при раскапывании некоторых могил. Ему хорошо запомнились части металлических лат рыцарского снаряжения: железные рукавицы, нагрудники, щитки и прочее. Встречались экземпляры холодного оружия: сабли, кинжалы, палаши. 

Территория кладбища была разделена между близлежащими промышленными предприятиями, каждое из которых огородило забором свой участок и застроило его по своему усмотрению производственными корпусами, складами и гаражами. 

Шпиль башни костела был сломан, внутри здания ныне помещается промышленная лаборатория. 

Излом на Успенской улице спрямили, название упразднили и заменили на Арсенальную. При этом улицу расширили и заасфальтировали.

***

Выборгское кладбище

Навсегда утрачены захоронения таких выдающихся деятелей, как: 

Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898) — академик архитектуры, профессор, председатель Петербургского общества архитекторов. 

Бонафеде Юстиниан Петрович (1825-1866) — художник-мозаист, заведующий мозаичным отделением Академии художеств. 

Боштедт Эдуард (1860-1893) — доктор медицины. 

Бржозовский Евгений Феликсович (1858-1907) — архитектор. 

Борж Карл Осипович (1836-1901) — художник, иллюстратор журналов, заведующий художественным отделом «Всемирной иллюстрации». 

Войслав Сигизмунд Григорьевич (1850-1904) — профессор Горного института. 

Врублевский Эдуард (1848-1892) — химик, профессор Петербургского университета. 

Евневич Ипполит Антонович (1831-1903) — математик, профессор Технологического института. 

Занетти Тулио Иосифович (…-1906) — профессор пения. 

Карлович Владимир Михайлович (1834-1892) — генерал-майор, профессор Николаевской инженерной академии. 

Клевщинский Антон Антонович (…-1902) — академик архитектуры. 

Красовский Аполлинарий Каэтанович (1816-1875) — теоретик архитектуры и педагог, профессор Строительного училища, редактор «Журнала министерства путей сообщений». 

Кросновский Мариан Альбертович (1831-1891) — профессор Технологического института. 

Молинари Аббондио (1830-1880) — художник. 

Плюшар Адольф Александрович (1806-1865) — книгоиздатель. 

Потоцкая Жозефина-Амалия (1752-1798) — графиня, статс-дама, художница, жена С.Ф. Потоцкого, дочь графа Георга-Августа Мнишек. 

Потоцкий Лев Станиславович (1799-1860) — граф, литератор, мемуарист, камергер Императорского двора. 

Потоцкий Станислав Станиславович (1787-1831) — граф, генерал-адъютант, участник Отечественной войны 1812 года, сын С.-Ф. Потоцкого.

Потоцкий Станислав-Феликс (1752-1805) — воевода Чермно-русский, маршал Тарговицкой конфедерации, генерал русской службы. 

Ромейко-Гурко Иосиф Александрович (1782-1857) — сенатор. 

Ронкони Феликс (…-1875) — профессор пения. 

Сабир Иосиф Иосифович (1782-1864) — генерал-майор. 

Чиарди Цезарь (1818-1872) — флейтист. 

Шарлемань Адольф Иосифович (1827-1901) — живописец-акварелист, академик. 

Шарлемань Иосиф Иванович (1782-1861) — архитектор. 

Шарлемань Иосиф Иосифович (1824-1870) — архитектор. 

В апреле 2002 г. здание храма было возвращено католической общинекам в крайне запущенном состоянии. Проведена частичная реставрация, регулярные богослужения возобновлены в 2005 г. Ситуация с восстановлением здания продолжает оставаться тяжёлой; дальнейшее восстановление, в частности отвод воды из подвальных помещений, затруднён из-за того, что земля вокруг церкви ей не принадлежит.

о. Кшиштоф Пожарский

Выборгское кладбище