Образ св. Станислава и мощи его

Образ и мощи

Образ св. Станислава для одноименного храма в Санкт-Петербурге

Образ и мощи

Образ «Св. Станислав наставляет короля Болеслава Смелого» (3.49х2.65) был нарисован в 1785 г. известным польским художником Франтишком Смуглевичем для кафедрального собора св. Станислава в г. Вильно. В главном алтаре этого храма он находился около 30 лет. Царь Александр I (1801-1825) во время своего первого посещения этого кафедрального собора приказал убрать образ из алтаря, потому что он якобы возмущал умы поляков против царской власти. Поскольку св. Станислав, епископ и мученик, издавна считался покровителем Могилевской архиепархии, в 1825 году духовенство собора передало этот образ архиеп. Станиславу Сестренцевичу для помещения его в только что построенной церкви св. Станислава в Петербурге. В главном алтаре этого храма образ находился более ста лет. После закрытия храма св. Станислава большевиками в октябре 1935 г. образ был конфискован и передан Эрмитажу. Там он хранился в подвальном помещении в свернутом состоянии как картина неизвестного художника XVIII века «Явление святого царю». 

При раскатке валов осенью 1973 года образ был вновь «обнаружен» и идентифицирован как картина кисти Ф. Смуглевича. В 1998 г. настоятель прихода св. Станислава обратился к администрации Эрмитажа с просьбой о возвращении храмового образа. Однако дирекция Эрмитажа выставила абсурдные условия его возвращения. Приход должен был перевести на счет Эрмитажа 5,4 тысяч долларов США на реставрацию образа, что, в свою очередь, не служило гарантией того, что образ впоследствии будет возвращен приходу. По сей день образ хранится в запасниках Эрмитажа и находится в крайне плачевном состоянии. 

В связи с тем настоятелем и приходским советом храма принято решение поручить изготовление нового храмового образа («Св. Станислав совершает свою последнюю Св. Мессу», 2.80х1.80) петербургскому художнику В. Корбану.

Мощи св. Станислава в Петербурге

10 октября 1998 г. в храме св. Станислава, архиеп. Тадеуш Кондрусевич, Апостольский администратор для католиков Европейской части России, в сослужении духовенства Петербургского деканата, торжественно совершил Литургию, во время которой в главный алтарь храма были помещены мощи св. Станислава. Это акт явился дополнением освящения церкви, совершенного 14.06.1998 г. Примасом Польши, кард. Юзефом Глемпом. 

Две малые частицы мощей св. Станислава были привезены в Петербург из кафедрального собора краковского Вавеля настоятелем прихода, о. Кшиштофом Пожарским. Это был дар митрополита Краковского, кард. Франциска Махарского, переданный настоятелем кафедральной церкви, прелатом Янушем Белянским, подарившим также и позолоченный реликварий. 

Архиеп. Тадеуш Кондрусевич в своей проповеди указал на особую связь существовавшую между папой Иоанном Павлом II, в бытность его краковским архиепископом, со св. Станиславом, и заметил, что, таким образом, помещение мощей Мученика в церкви на русской земле послужит выражением духовной связи с Викарием Христа в преддверии 20-летней годовщины его правления Церковью. 

17 октября – день, когда Католическая Церковь в России особенным образом молилась и благодарила Бога за понтификат папу Иоанна Павла II. 

Встречая мощи св. Станислава, настоятель прихода, о. К. Пожарский сказал, что появление мощей этого святого на русской земле послужит широкому распространению культа св. Станислава в этой стране. В храме планируется совершать ежемесячные богослужения с богослужения с выносом мощей святого. Настоятель отметил также, что образ св. Станислава, увещающего короля Болеслава Смелого (кисти Франтишка Смуглевича, написанный в 1785 г. на полотне размерами 3×4 м), уже в скором времени будет возвращен на свое место. 

Во время Литургии, впервые после 70-летнего перерыва, было совершено таинство миропомазания, которое приняли 20 прихожан.

Новый алтарный образ

Образ и мощи

Непременным атрибутом католического храма в 18-19 веке являлся алтарный образ. Сюжет образа в главном алтаре, как правило, соответствует наименованию церкви. 

В Петербурге основные католические храмы, являясь памятниками архитектуры, описывались и изучались. Но до настоящего времени сведения о запрестольных образах, написанных по заказу настоятеля или синдиков церкви значительными мастерами своего времени, известно мало. Трагические события первой трети двадцатого века отразились в их истории. 

Первым каменным католическим храмом Петербурга является церковь св.Екатерины на Невском проспекте 32-34, построенная в 1763 — 1782 годах. На стене за главным алтарем находился образ «Мистическое обручение св. Екатерины», созданный немецким художником из Аугсбурга Иосифом Кристом. 

И.Крист — католик, в этот период работал в Петербурге. Сохранилось единственное его подписное произведение – плафон «Суд Париса» в Мраморном дворце. 

К сожалению, судьба редкого образа плачевна. Через двадцати лет после закрытия церкви в 1958 году картину разрезали на части и фрагменты передали для обучения реставраторов. Только на архивной фотографии начала ХХ века можно увидеть этот образ. Сейчас стену за алтарем венчает большой деревянный крест без распятия. 

Вторым по времени создания в Петербурге является храм св. Станислава. Митрополит Станислав Сестренцевич — Богуш освятил храм во имя своего небесного покровителя. 

На алтарной стене церкви помещался образ знаменитого польского художника Ф. Смуглевича «Святой Станислав поучает короля Болеслава Смелого». 

Св. Станислав — епископ Краковский, известный при жизни чудотворец и проповедник. Он окончил жизнь как мученик, был убит в 1079 году по приказанию короля во время совершения обедни. Король не терпел постоянного обличения антихристианских поступков своего правления и отлучения от церкви. 

Ф. Смуглевич написал образ в 1785 году для кафедрального собора в Вильнюсе. В Петербург его привез Станислав Сестренцевич-Богуш, который ранее с 1773 года был епископом-суфраганом Вильнюса. После закрытия храма св. Станислава в 1935 году произведение оказалось в фондах Государственного Эрмитажа. Оно долгое время хранилось на валу, как работа неизвестного художника «Явление святого королю». Впервые почти через сорок лет его описала в1973 году К. Мытарева. Благодаря этому стало известно местонахождение образа. 

Образ и мощи

На большом алтарном полотне (3,49х 2.65) изображен св. Станислав, стоящий перед королем и указующий пальцем на небо, король сидит на троне с опущенной головой. В произведении отразились художественные особенности времени – композиция уравновешена, крупные фигуры почти равнозначны. 

В 1998 году настоятель возрождающегося храма К.Пожарский, обратился в музей с просьбой передать образ на временное хранение, вернув его в храм. Передача не состоялась, поскольку приход не мог выплатить музею значительную сумму за реставрацию. 

Но отказались также от создания копии с этого произведения. Решающую роль сыграли особенности старинной композиции, в которой отведено большое место неблагочестивому королю. Поэтому в 2000 году по заказу настоятеля для алтарной стены написан новый образ «Св. Станислав совершает свою последнюю мессу». Это выразительное произведение художника В.Г. Корбана, члена Союза художников, автора воссоздания плафонов Петродворца, лауреата Государственной премии России. 

В основу иконографии новой композиции положена тема литургического жертвоприношения, а события приближающегося убийства едва намечены в изображении бегущей толпы за окном. 

В алтарной иконе католического храма главным оказывается не только художественный уровень произведения, но в первую очередь его смысл. Существует устное предание, что образ «Святой Станислав поучает короля Болеслава Смелого» был отправлен из Вильнюса в Петербург, поскольку российскую цензуру на землях присоединенной Польши смущал святой, грозящий пальцем самому королю. 

Алтарный образ работы Ф. Смуглевича после технической реставрации находится под тонким слоем специальной бумаги в хорошем состоянии в реставрационных мастерских Эрмитажа. Картину будут изучать, как выдающееся произведение польского художника. Картина становится образом только после освящения. Иконография позволяла наделить изображение особым сакральным смыслом. В XIX веке находим редкий пример передачи художественных произведений из Эрмитажа в католические церкви. В 1812 году «По высочайшему Его Императорского Величества повелению» для католических церквей в Одессу, Николаев, Херсон, Симферополь, Феодосию, Екатеринославль и Таганрог отобрали картины, «чтобы только соответствовали сюжетами католическому богослужению». Церкви разоряли при Наполеоне Бонапарте, а не только в революцию ХХ века. В коллекции Эрмитажа нетрудно было найти произведения, созданные старыми мастерами, для молитвенных целей. 

И в настоящее время, как и прежде, в возрожденных храмах для молитвы служат освященные копии образов старинной иконографии. Новые произведения, созданные в последние десятилетия в приходах Петербурга, не появятся на художественных выставках, хотя, некоторые из них уже воспроизводятся на репродукциях, и позднее тоже станут историей.

В.М.Белковская

Образ и мощи